Герб Фурмановского муниципального района
Муниципальное учреждение

Отдел образования

администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области
Обращения граждан

Саломатина Ирина Юрьевна

Начальник МУ отдела образования администрации Фурмановского муниципального района

действует на основании Положения о МУ отделе образования

Прием граждан:
четверг 13:00 - 15:00

ПИСЬМО Минобрнауки России от 26.06.2017 № ВК-1671/09 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по реализации Всероссийского проекта «Самбо в школу» в общеобразовательных организациях Российской Федерации
ВК-1671/09 от 26.06.2017
Скачать (7 MБ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по реализации Всероссийского проекта «Самбо в школу» в общеобразовательных организациях Российской Федерации

Москва 2017

 

Настоящие методические рекомендации предназначены для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, руководителей образовательных организаций, учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования и иных заинтересованных лиц.

Данные методические рекомендации определяют цели и задачи Всероссийского проекта «Самбо в школу» (далее - Проект), содержат описание механизмов эффективной реализации Проекта и направлены на формирование условий по внедрению самбо в общеобразовательные организации на федеральном, региональном и местном уровнях управления.

Авторы - составители:

Бегун И.С. - методист отдела инновационных проектов и подготовки кадров ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания».

Ломакина Е.В. - исполнительный директор программы «Открытый Мир самбо» Фонда технологической поддержки образования «Навигатор образовательных технологий» при поддержке ОФ-СОО «Всероссийская федерация самбо» и ОГФСО «Юность России», специалист международного департамента Международной федерации самбо (ФИАС).

Широбоков Б.А. - руководитель отдела инновационных проектов и подготовки кадров ФГБУ «Федеральный центр организационно- методического обеспечения физического воспитания», кандидат педагогических наук.

2

 

Оглавление

I.      ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................... 4

1.1                                                                                                                                                                                                Актуальность.......................................................................................................................... 4

1.2                                                                                                                                                                                                Цель Проекта:......................................................................................................................... 5

1.3                                                                                                                                                                                                Задачи Проекта:..................................................................................................................... 5

И.     НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА..................................... 6

III.     ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 7

3.1                Определение полномочий и ответственности в субъекте Российской Федерации .. 7

3.2                                                                                                                                                                                                Эффективность планирования деятельности........................................................................ 8

3.3                                                                                                                                                                                     Основополагающие организационные мероприятия общеобразовательной организации......................................................................................................................................... 9

3.4                                                                                                                                                                                     Мониторинг и анализ деятельности образовательных организаций по внедрению Проекта «Самбо в школу»............................................................................................ 17

IV.     ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА...................................................... 17

4.1                                                                                                                                                                                                Линейное управление Проектом.......................................................................................... 17

4.2                                                                                                                                                                                                Сетевое управление Проектом............................................................................................ 20

 

I.            ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1  Актуальность

Приоритетной задачей Российской Федерации является формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей1.

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетаются любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Для решения поставленных задач при Совете безопасности при Президенте Российской Федерации создана постоянно действующая межведомственная рабочая группа (далее Рабочая группа), в состав которой вошли представители Минобрнауки России, Минспорта России, Международной и Всероссийской федераций самбо и иные заинтересованные организации, разработан поэтапный план действий.

В соответствии с решением Рабочей группы:

при Министерстве образования и науки Российской Федерации создана межведомственная комиссия (рабочая группа), направленная на популяризацию и развитие самбо среди детей, подростков и учащейся молодёжи в рамках системы образования;

при Всероссийской федерации самбо (далее ВФС), создана межведомственная комиссия (рабочая группа), деятельность которой направлена на развитие и популяризацию самбо среди членов ВФС, спортсменов физкультурно - спортивных организаций и различных групп населения в рамках системы физической культуры и спорта;

при Международной федерации самбо (далее ФИАС) создана комиссия по развитию студенческого самбо с целью международного сотрудничества по вопросам популяризации и развития самбо среди студенческого сообщества.

В рамках совместной деятельности сформированы подходы по популяризации и развитию самбо в образовательных организациях Российской Федерации, отраженные во Всероссийском проекте «Самбо в школу» (далее - Проект).

1 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р <06 утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года>

 

Информация о первых итогах работы, достигнутых в ходе проведения крупномасштабных мероприятий Проекта, была представлена 11 октября 2016 года на заседании Совета при президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта.

По итогам заседания, Президентом Российской Федерации (Путиным В.В.), дан перечень поручений, в том числе пункт, касающийся развития самбо «...обеспечить совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых самбо является базовым видом спорта, и при участии Всероссийской федерации самбо разработку и утверждение программ развития самбо до 2024 года».

1.2                 Цель Проекта:

Формирование условий для физического, гражданского, патриотического и нравственного воспитания школьников через использование потенциала борьбы самбо, как национального достояния России, в рамках общего и дополнительного образования детей и подростков.

1.3                 Задачи Проекта:

Создание сети школ - участников проекта, в регионах России.

Формирование и развитие научно - методической базы внедрения самбо в образовательные школьные программы.

Содействие в развитии инфраструктуры для реализации Всероссийского проекта «Самбо в школу».

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров (организаторов, инструкторов, педагогов, тренеров-преподавателей). Информационно - пропагандистская поддержка реализации Проекта.

 

II.          НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОЕКТА

1.      Перечень поручений Президента Российской Федерации от 09.11.2016 года № ПР-2179 «По итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта 11 октября 2016 года»

2.      Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 года N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

3.      Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 гг. (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295).

4.      Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

5.      Приказ Минспорта России от 16 ноября 2015 года № 1045 «О внесении изменений в приказ Министерства спорта Российской Федерации от 08.07.2014 № 575 «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)».

6.      Протокол Минобрнауки России от 09 сентября 2015 года № ВК- 74/09пр «Совещание в режиме видеоконференции с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по вопросу реализации плана мероприятий, направленных на популяризацию вида спорта «Самбо» среди обучающихся образовательных организаций Российской Федерации на 2015 -2017 год».

7.      План Минобрнауки России от 30 августа 2016 года «Реализация мероприятий 11 этапа проекта «Самбо в школу» в общеобразовательных организациях Российской Федерации на 2016 - 2018 учебный год».

8.      План Минобрнауки России от 09 января 2017 года «Реализация мероприятий I этапа проекта «Студенческое самбо» в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации на 2017 год».

9.      Резолюция Минобрнауки России от 17 октября 2016 года «По итогам Всероссийского форума по вопросам создания Всероссийской студенческой лиги самбо».

10.   Протокол Минобрнауки России от 29 марта 2017 года № ВК-22/09 «Совещание по вопросам развития физической культуры и спорта в образовательных организациях высшего образования».

 

11.  Методические рекомендации Минспорта России от 31 марта 2017 года «По организации и выполнению испытаний (тестов), Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)».

12.  Примерная программа учебного предмета «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 3/16 от 20 сентября 2016 года «О проекте примерной рабочей программы по предмету «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования».

13.  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по самбо (одобрена экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных организациях Российской Федерации, протокол от 26 апреля 2016 года №12).

III.         ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

3.1        Определение полномочий и ответственности в субъекте

Российской Федерации

В соответствии с Планом реализации мероприятий второго и третьего этапов Всероссийского проекта «Самбо в школу» в общеобразовательных организациях Российской Федерации на период до 2019 гг., каждому субъекту Российской Федерации предлагается провести ряд основополагающих организационных мероприятий:

I.   Создать при органе исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, осуществляющем государственное управление в сфере образования региональную рабочую группу субъекта Российской Федерации по поэтапному внедрению Проекта в общеобразовательные организации Российской Федерации.

II.    Разработать и утвердить план мероприятий поэтапного внедрения самбо в общеобразовательные организации для субъекта Российской Федерации.

III.     Определить в субъектах Российской Федерации общеобразовательные организации, в качестве базовых центров, по внедрению программно - методического комплекса по самбо (далее - Г1МК по самбо), реализации

 

новых педагогических технологий, трансляции передового педагогического опыта по поэтапному внедрению самбо в общеобразовательные организации.

IV.   Определить официального оператора, ответственного за поэтапное внедрение Проекта (представители сферы образования, представители местной федерации самбо, представители сферы физической культуры и спорта или иные организации).

V.   Определить полномочия каждого из участников реализации Проекта в субъекте Российской Федерации.

VI.                Разработать и утвердить систему поощрения общеобразовательных организаций, активно участвующих на региональном уровне в реализации Проекта.

VII.  Организовать проведение курсов повышения квалификации для учителей физической культуры реализующих модуль самбо в рамках программы учебного предмета «Физическая культура» и педагогов дополнительного образования.

3.2   Эффективность планирования деятельности

С целью эффективного планирования работы по поэтапному внедрению Проекта, рекомендуется учитывать Примерный перечень основных направлений деятельности, соответствующий Плану мероприятий Минобрнауки России от 30 августа 2016 года и от 01 июля 2017 года:

1.               Обеспечение поддержки деятельности педагогических работников, связанной с поэтапным внедрением Проекта «Самбо в школу»: информационной, нормативной, организационно - методической и материально - технической.

2.               Разработку мер и организацию работ по стимулированию обучающихся, показывающих высокие результаты в освоении ПМК по самбо и выполнивших нормативы и требования золотого, серебряного и бронзового знаков отличия Комплекса ГТО по разделу «Самозащита без оружия»;

3.               Создание условий для раскрытия человеческого потенциала, формирования системы жизненных ценностей и укрепления чувства сопричастности обучающихся к Великой истории и культуре России путём конвергенции Самбо с предметными областями;

4.               Организацию массовых пропагандистских акций по популяризации самбо среди родительского и ученического сообщества:

• организация выступлений на школьных и муниципальных мероприятиях, родительских собраниях, спортивных праздниках по продвижению и пропаганде самбо;

 

•  организация взаимодействий со средствами массовой информации (публикации в газетах, телевизионные репортажи (эфиры, передачи), радиоэфиры, сайты, информационные порталы органов власти);

•  организация и проведение творческих и интеллектуальных конкурсов;

•  создание школьных спортивных клубов самбо.

5.               Обеспечение кадровых условий по внедрению Самбо в образовательный процесс общеобразовательных организаций, в том числе осуществление повышения квалификации учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования;

организация и проведение методических мероприятий (конференций, круглых столов и иных) для педагогических работников по организации внедрения Самбо в общеобразовательные организации.

6.               Организация и проведение Фестиваля, посвящённого дню рождения Самбо (16 ноября) пропагандирующего продвижение отечественного вида спорта среди обучающихся.

7.               Создание условий для участия обучающихся в мероприятиях по самбо регионального и (или) Всероссийского уровней организации.

8.               Обеспечение материально - технических условий и повышение доступности спортивных сооружений, включая заключение межведомственных соглашений об использовании спортивных сооружений.

Реализация плана мероприятий Проекта требует консолидацию всего административно - педагогического коллектива образовательной организации. При этом стабильно положительные результаты могут быть достигнуты только при эффективно выстроенных межведомственных взаимодействиях и при грамотном принятии руководителем управленческих решений.

3.3                 Основополагающие организационные мероприятия общеобразовательной организации

3.3.1       Создание и деятельность рабочей группы

Вся деятельность, связанная с внедрением Проекта - это система мер, направленных на воспитание сильных, уверенных и конкурентоспособных граждан России через мощный воспитательный компонент системы самбо.

В этой связи, первостепенной задачей педагогического коллектива является создание рабочей группы по реализации Проекта «Самбо в школу». С этой целью проводится общее собрание педагогического коллектива, где принимается решение о создании рабочей группы по реализации Проекта.

Рабочую группу рекомендуется формировать из представителей административных и педагогических работников, в том числе физкультурно - спортивной направленности, представителей родительской общественности

 

и иных заинтересованных лиц образовательной организации. На собрании рабочей группы избирается руководитель или координатор Проекта. Решение, по всем вынесенным в повестку дня вопросам, оформляется протоколом. Участие в деятельности рабочей группы является добровольным.

Деятельность Рабочей группы по реализации Проекта в образовательной организации включает:

•     организацию взаимодействия с муниципальным (местным) оператором Проекта (определение основных полномочий образовательной организации, ознакомление с муниципальным (местным) планом и иное);

•     разработку и внесение предложений по изменению образовательной программы и программы развития образовательной организации с учётом современных требований;

•     разработку и утверждение плана мероприятий (дорожную карту) по реализации Проекта в образовательной организации;

® организацию деятельности по выполнению плана мероприятий по реализации Проекта в образовательной организации;

•     разработку механизмов по привлечению обучающихся образовательной организации к регулярным занятиям физической культурой и спортом (создание школьного спортивного клуба самбо, организация урочной и внеурочной деятельности, секционной работы, сетевое взаимодействие);

•     реализацию мероприятий, направленных на пропаганду идеи и философии самбо, с целью ее популяризации и привлечения большего числа участников образовательной организации;

•     проведение мониторинговых исследований, для совершенствования программных и методических материалов;

•     размещение информации о ходе реализации Проекта, анонсов мероприятий и итоговых результатов на информационных стендах и в сети Интернет;

•     проведение информационно-просветительской работы, направленной на повышение компетенций педагогических работников по истории, основополагающих принципов и социальной значимости Проекта «Самбо в школу»;

•     контроль за ходом реализации Проекта в образовательной организации и решение иных вопросов в ходе деятельности.

 

3.3.2        Спортивная материально-техническая база

Спортивная материально-техническая база образовательных организаций должна соответствовать необходимым условиям для качественного и безопасного обучения самбо в рамках предметной деятельности и секционной работы.

С целью выполнения плана по реализации Проекта «Самбо в школу», руководителю образовательной организации совместно с рабочей группой, необходимо создать безопасные условия для занятий самбо, разработать план мероприятий по профилактике детского травматизма и предупреждению несчастных случаев на занятиях самбо путём регулярного осуществления контроля за техническим состоянием мест проведения занятий, это осмотр и проверка спортивных объектов перед вводом в эксплуатацию; ежегодное актирование спортивной материально-технической базы образовательной организации на готовность к новому учебному году на предмет ее соответствия (или не соответствия) требованиям охраны труда и организации безопасных мест занятий физической культурой и спортом; проведение регулярных визуальных осмотров и т.п.

На основании проведённого мониторинга сформировать перечень потребностей или список вопросов, требующих особое внимание с указанием возможных путей решения. Далее в соответствии с ними выстраивать внутриведомственные и межведомственные взаимодействия по решению необходимых вопросов.

3.3.3        Учебный предмет «Физическая культура»

В настоящее время преподавание физической культуры, как и других учебных предметов осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Учебная программа по предмету «Физическая культура» обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной программы по предметной области «Физическая культура» и является основой для составления рабочей программы.

При разработке рабочей программы по предмету «физическая культура» учитель опирается на Примерную программу учебного предмета «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования (далее Примерная программа), приоритетные направления государственной политики в сфере образования детей и молодёжи, учитывая их при планировании программного материала. Данная программа расположена на сайте реестра примерных программ Минобрнауки России http://fgosreestr.ru/.

 

Примерная программа рассчитана на три ступени образования: начальное, основное и среднее общее образование.

На уровне начального общего образования предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Физическая культура», входящим в обязательную часть Примерного учебного плана начального общего образования на изучение которого ориентировочно отводится 405 часов, из них в 1 классе - 99 часов (3 часа в неделю, 33 учебные недели), со II по IV класс - 102 часа ежегодно (3 часа в неделю, 34 учебные недели).

На уровне основного общего образования учебный предмет «Физическая культура» является обязательным для изучения, а также одной из составляющих предметной области «физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». На изучение учебного предмета «Физическая культура» в соответствии с Примерным учебным планом основного общего образования ориентировочно отводится 525 часов, из них с V по XI класс по 105 часов ежегодно (3 часа в неделю, 35 учебных недель).

На уровне среднего общего образования учебный предмет «Физическая культура» является обязательным для изучения и является одной из составляющих предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности». На изучение учебного предмета «Физическая культура» в соответствии с Примерным учебным планом среднего общего образования ориентировочно отводится 210 часов, из них с X по XI класс - 105 часов ежегодно (3 часа в неделю, 35 учебных недель).

Содержание программы составлено на основе модульной системы обучения. Всего программой представляется 6 модулей:                                  1 модуль -

спортивные игры, который включает два раздела - футбол и баскетбол; 2 модуль - самбо, включающий гимнастику и самбо; 3 модуль - лёгкая атлетика; 4 модуль- лыжная подготовка; 5 модуль - плавание; 6 модуль- модуль, отражающий национальные, региональные или этнокультурные особенности (на примере: народных игр, лапты и городков).

При составлении рабочих программ для всех общеобразовательных организаций основным ориентиром является тематическое планирование по учебному предмету «Физическая культура», которое наряду с требованиями стандарта определяет обязательную часть и вариативную часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Тематическое планирование может иметь различные варианты распределения учебного материала, так как это зависит, прежде всего, от общей системы обучения в образовательной организации (четверти, триместры, модули (биместры)) и от выбора участников образовательных отношений.

 

Представленные варианты тематического планирования, в Методическом пособии ПМК, предлагают подход к структурированию учебного материала и определению последовательности его изучения, распределению учебного времени с фиксацией общего объёма нагрузки и максимального объёма нагрузки обучающихся, отводимых на их освоение по классам и модулям, что гарантирует качество достижения планируемых результатов.

3.3.4       Внеурочная деятельность

В соответствии с требованиями ФГОС к образовательной программе, в часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит внеурочная деятельность, которая организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности, тем самым предоставляя обучающимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на их развитие.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Внеурочная деятельность - направлена на мотивацию и активизацию самостоятельной деятельности обучающихся, с помощью широкого спектра форм и методов организации образовательно-воспитательного процесса.

В процесс реализации внеурочной деятельности по самбо могут быть включены мероприятия разного формата и различной направленности: творческие конкурсы, создание музея «Спортивной славы», творческие мероприятия, соревновательная деятельность, посещение объектов культурно-исторического и спортивного наследия, показательные выступления, праздничные мероприятия, тематические викторины, интеллектуально-познавательные игры, трудовая практика, тренинги, дебаты, дискуссии, решение кейсов, обыгрывание проблемных ситуаций, интерактивные путешествия, акции благотворительности и милосердия, творческие и презентационные проекты, экспозиционно-выставочные мероприятия семейного творчества.

С целью формирования позитивного эмоционального настроя, лучшего понимания материала и сохранения преемственности поколений рекомендуется приглашать на занятия:

•       ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла;

•       ветеранов войн в Афганистане и других «горячих точках»;

 

•        знаменитых спортсменов и их тренеров;

•        известных представителей искусства: поэтов, художников, музыкантов;

•        представителей различных профессий, в том числе из родительской общественности;

медийных людей.

3.3.5        Дополнительное образование

В рамках реализации Проекта рекомендуется использование разработанной инновационной образовательной программы дополнительного образования по самбо.

Содержание данной образовательной программы дополнительного образования по самбо (далее Программы) группируется вокруг базовых национальных ценностей: истории создания самозащиты без оружия, героизации выдающихся соотечественников, уникальном комплексе физического воспитания, что позволит сформировать у обучающихся патриотические ценности, культуру здорового образа жизни.

Данная Программа нацелена на повышение уровня здоровья и физической подготовленности подрастающего поколения, их мотивации к защите Родины.

Реализация Программы рассчитана на возрастной контингент обучающихся от 7 до 18 лет по 3 уровням подготовки:

•     Ознакомительный уровень - обучающиеся 7-9 лет.

•     Базовый уровень - обучающиеся 10-13 лет.

•     Углублённый уровень - обучающиеся 14-18 лет.

Программа разработана на основе базовых и наиболее безопасных элементов самбо с учётом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся. С учётом контактности данного вида спорта, предусматривается чёткое соблюдение требований по обучению, указанных в программе.

Включение в образовательный процесс новых видов спорта всегда требует особых усилий, концентрации деятельности всего педагогического коллектива, постепенности и поэтапности.

Разработанный программно - методический комплекс для обучающихся 1                               -     11 классов на основе самбо даёт возможность

образовательным организациям комфортно и эффективно включать самбо в образовательный процесс.

3.3.6        Создание и развитие школьных спортивных клубов самбо

Деятельность школьных спортивных клубов (далее ШСК) имеет

важное значение для правильности формирования физической культуры

 

детей и подростков, предотвращение возможности вовлечения их антисоциальную деятельность.

Школьный спортивный клуб осуществляет свою деятельность с целью привлечения обучающихся в занятия физической культурой, школьным и массовым спортом, формирования здорового образа жизни, а также развития и популяризации традиций региона в области физической культуры и спорта.

Одним из приоритетных направлений работы школьного спортивного клуба является организация и проведение социально значимых, физкультурных и спортивных мероприятий, расширение спектра услуг секционной и досуговой работы, ведение секционной работы и подготовка обучающихся к выполнению государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее комплекс ГТО).

В связи с этим, активу LLICK рекомендуется в качестве приоритетного вида деятельности реализовывать направление: «Популяризация и развитие самбо среди школьников».

Общественная деятельность школьного спортивного клуба будет способствовать объединению школьников вокруг инновационных проектов, направленных на развитие самбо и осуществлять подготовку к достижению наилучших результатов:

-     Всероссийские соревнования школьников «Президентские состязания» с тестовой частью по самбо, как видом спортивной программы по выбору.

-     Всероссийский Проект «Защитники, вперёд!» - спортивно­образовательная игра направлена на формирование командного духа, раскрытие индивидуальных способностей детей, продвижение в детской среде идей саморазвития, интеллектуального, физического и духовного совершенства, гражданской активности и патриотизма. Игра включает различные направления дополнительного образования детей: безопасность дорожного движения, робототехника, самбо, экологическая безопасность, творчество и другие.

-     Всероссийская олимпиада «Самбо» - направлена на приобщение детей и подростков к истории, культуре и традициям нашей страны, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей и подростков, выявление одарённых детей в области знаний о физической культуре и спорте, в частности самбо;

Всероссийский проект «СпортКоманда самбо» направлен на привлечение подрастающего поколения к регулярным заня тиям физической культурой и спортом; пропаганду отечественного вида спорта самбо и выявление творческих способностей молодёжи.

 

-     Всероссийский конкурс на лучшую постановку физкультурной работы и развитие массового спорта среди школьных спортивных клубов, номинацией «Развитие и популяризация самбо» - направленная на поддержку детских общественных объединений направленных на развитие школьных спортивных клубов с приоритетным направлением Самбо, привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, в том числе самбо; развитие национального вида единоборств самбо; формирование здорового образа жизни.

-            Всероссийская акция фотоколлажей «Эмоции спорта»;

-            Другие мероприятия, в которых могут объединиться участники школьных спортивных клубов.

3.3.7        Сопровождение выполнения норм и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) обучающимися, в части касающейся раздела «Самозащита без оружия»

Организация и проведение тестирования обучающихся в рамках Комплекса ГТО осуществляется центрами тестирования по выполнению видов испытаний (тестов), нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта (далее - центр тестирования).

В соответствии с этим образовательная организация, как ответственный исполнитель, осуществляет помощь обучающимся изъявившим желание выполнить нормы и требования Комплекса ГТО:

-     в подготовке документов - участника Комплекса, в соответствии с порядком организации и проведения тестирования населения в рамках Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) утв. Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 29 августа 2014 г. №379;

-     в формировании организованных групп обучающихся и сопровождении их до места проведения спортивных, физкультурных и массовых мероприятий, направленных на организацию выполнения норм и требований Комплекса Г’ТО (оформляется приказом руководителя образовательной организации);

-     в подготовке обучающихся к сдаче норм и требований Комплекса ГТО.

В соответствии с этим, организованная образовательная деятельность с включением Самбо в образовательный процесс, обеспечит качественную подготовку обучающихся к сдаче норм и требований ВФСК ГТО по разделу «Самозащита без оружия».

 

3.4               Мониторинг и анализ деятельности образовательных организаций по внедрению Проекта «Самбо в школу»

Для получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по корректировке и совершенствованию образовательных программ, направленных на укрепление здоровья и улучшение показателей физической подготовленности обучающихся, а также оперативной информированности по реализации Проекта «Самбо в школу» в образовательной организации необходимо проводить мониторинг по следующим показателям:

1.  Уровень физической подготовленности обучающихся.

2.   Количество обучающихся/школьников (классов) образовательной организации обучающихся/занимающихся по Программе самбо в рамках урочной и внеурочной деятельности.

3.   Количество обучающихся (групп) образовательной организации обучающихся по Программе самбо в рамках дополнительного образования.

4.   Количество мероприятий физкультурно - спортивной, интеллектуальной и творческой направленности по самбо, проведённых образовательной организацией.

5.  Количество обучающихся, привлечённых образовательной организацией к подготовке выполнения норм и требований Комплекса ГТО по разделу «Самозащита без оружия».

6.  Количество обучающихся - участников Комплекса ГТО, выполнивших нормы и требования по разделу «Самозащита без оружия» в соответствии со знаками отличия золотой, серебряный и бронзовый на каждой возрастной ступени.

7.  Результаты участников, принявших участие во Всероссийских проектах, конкурсах, акциях с направлением самбо.

IV.        ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

4.1   Линейное управление Проектом

Всероссийский Проект способствует решению вопросов патриотического и духовно - нравственного воспитания обучающихся общеобразовательных организаций Российской Федерации, продвигает, пропагандирует и развивает самбо, как национальное достояние нашей страны.

Проект обеспечивает поэтапное и последовательное внедрение самбо в образовательный процесс общеобразовательных организаций посредством

 

урочной, внеурочной деятельности, дополнительного образования и деятельности школьных спортивных клубов.

Министерством образования и науки России совместно с Рабочей группой определён координатор Всероссийского Проекта «Самбо в школу» - ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» (далее - ФГБУ «ФЦОМОФВ») деятельность которого направлена на:

•      взаимодействие с региональным (территориальным) координатором (региональной рабочей группой) и всеми участниками Проекта;

•      выявление и распространение лучших практик по организации и сопровождению Проекта в регионах;

•      выявление и распространение моделей реализации образовательных программ, новых технологий и лучших практик организации образовательного процесса по самбо в общеобразовательных организациях;

•      разработка и распространение рекомендаций и механизмов развития инфраструктуры для развития самбо в общеобразовательных организациях;

•      обеспечение консультационной и методической помощи в организации курсов повышения квалификации в регионах с целью обеспечения общеобразоватепьных организаций квалифицированными педагогическими кадрами в направлении самбо;

•      информационное и методическое сопровождение реализации Проекта.

•      обеспечение функционирования аналитической и мониторинговой системы по развитию самбо в общеобразовательных организациях;

•      обеспечение формирования новых стратегических инициатив по вопросам развития и популяризации самбо в системе образования.

Основным партнёром ФГБУ «ФЦОМОФВ» по реализации Проекта является общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация «Всероссийская Федерация Самбо» деятельность которой направлена на:

•      обеспечение взаимодействия с региональными (местными) федерациями самбо и всеми участниками Проекта;

•      внесение предложений по формированию новых стратегических инициатив по вопросам развития и популяризации самбо в системе образования;

•      оказания содействия в проведении мероприятий по повышению компетенций учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования - участников проекта;

•      обеспечение консультационной и методической помощи в подготовке учебных семинаров, совещаний, иных мероприятий по реализации Проекта;

 

• распространение лучших практик по развитию инфраструктуры для развития самбо в общеобразовательных организациях.

Проект реализуется с 2015 по 2020 годы в три этапа.

На первом и втором этапе Проект реализовывался линейно, посредством заключения трёхстороннего соглашения со школами - участницами Проекта, тем самым обеспечивая оперативность, достоверность и надёжность получаемых данных.

Результаты первого этапа (2015-2016 годы) - разработан, апробирован и получил положительную экспертную оценку программно-методический комплекс для обучающихся 1-11 классов на основе самбо.

Результаты второго этапа (2016 - 2017 годы) сформированы стратегические ориентиры по развитию самбо в общеобразовательных организациях, разработаны и апробированы механизмы внедрения, включающие в себя ряд новых приоритетных направлений.

На третьем этапе (2017 - 2020 годы) Проект будет реализовываться субъектами Российской Федерации, образовательными и иными учреждениями и организациями с участием профессионально­педагогического сообщества, при общей Координации ФГБУ «ФЦОМОФВ» и поддержке межведомственной рабочей группы при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Основной акцент деятельности Координатора связан с развитием уже существующего Проектного сообщества, в которое входит порядка 400 образовательных организаций - участниц, прошедших 1-й и 2-й этапы реализации Проекта.

Новый этап                      Проекта направлен на дальнейшее                                              развитие и массовое

распространение          самбо  в общеобразовательных           организациях путём

объединения участников        Проекта в федеральную образовательную сеть

«Самбо в школе».

В этой связи, к данной деятельности активно подключаются региональные координаторы Проекта, которые продолжат работу в качестве координационных, организационных и методических центров по реализации Проекта в регионах, основной задачей которых будет распространение накопленного опыта и программно-методических материалов и современных инновационных      практик           в большее количество  общеобразовательных

организаций.

Консолидируя усилия заинтересованных сторон, до конца 2000 года в Проектное сообщество войдут порядка 1000 школ-партнёров, которые станут полноценными участницами Проекта.

 

4.2   Сетевое управление Проектом

Сетевое управление заключается в системном подходе к вопросам организации управления, согласно которому коллективы исполнителей, принимающие участие в комплексе работ и объединённые общностью поставленных перед ними задач, несмотря на разную ведомственную подчинённость, рассматриваются как звенья единой сложной организационной системы.

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПРИ МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Министерство образования и науки Российской Федерации (ФГБУ «ФЦОМОФВ»)

ОФ-ССО

«Всероссийская

федерация

самбо»

Заинтересованны е ведомства, организации и лица



РЕГИОНАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ГРУППА

 

 

 

 

 

 

 

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования

1 т.-ллп пшюппгчгч^

 

Региональная федерация самбо

 

Заинтересованные ведомства, организации и лица

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ГРУППА

Территориальный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования

Местная федерация самбо

\

Заинтересованные ведомства, организации и лица

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Рисунок 1. Взаимодействие участников Всероссийского проекта «Самбо в школу»

4.2.1         Управление проектом на уровне субъекта Российской Федерации

Основным направлением деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования на первом этапе является инициирование создания региональной межведомственной рабочей группы по реализации Всероссийского проекта «Самбо в школу», решаются вопросы регионального

 

партнёрства и сотрудничества с межведомственной комиссией, в лице Координатора Проекта (ФГБУ «ФЦОМОФВ»).

В состав региональной рабочей группы рекомендуется приглашать представителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в сфере физической культуры и спорта, представителей региональной федерации самбо, представителей бизнеса и общественности, известных спортсменов и политиков, и иных заинтересованных лиц.

Рабочей группой определяется количество образовательных организации (возможно на конкурсной основе) для участия в Проекте и назначается региональный куратор для дальнейшей координации действий.

Далее на региональном уровне рекомендуется выполнить следующие действия:

-                включить в региональные программы развития образования вопросы, касающиеся реализации Проекта;

-                разработать пакет необходимых документов, регламентирующих работу по Проекту;

включить в региональный план мероприятий направления деятельности по пропаганде и популяризации самбо в регионе (фестивали, акции и иные).

В рамках реализации Проекта региональная рабочая группа и (или) куратор проекта оказывают организационно-методическую поддержку общеобразовательным организациям - участникам проекта, принимают активное участие в организации и проведении совещаний, семинаров, мастер-классов и т.п., оказывают поддержку в создании условий по подготовке и переподготовке педагогических кадров для обеспечения качественного образования и материально - технического обеспечения.

Примерный алгоритм действий на уровне региона

Информирует о проекте образовательные организации.

Создание вертикальной системы взаимодействия.

Создаёт рабочие группы (при большом количестве желающих стать участниками проекта) или назначает ответственное лицо - куратора (при небольшом числе участников), который будет осуществлять взаимодействие в ФГБУ «ФЦОМОФВ» и ОФ-ССО «Всероссийской федерацией самбо».

В состав рабочей группы рекомендуется включить представи­теля региональной (местной) федера­ции самбо, а также медийных лиц и представителей, заинтересованных в данном проекте организаций.

Подготавливает нормативно-правовые документы, регламентирующие работу по

Издание приказов, плана работы, рекомендаций и т.д.

 

проекту.

 

Собирает информацию об участниках проекта.

Проводит мониторинг общеобразовательных организаций, желающих участвовать в проекте «Самбо в школу».

Количество участников по направлениям, кадровое обеспечение, наличие и соответствие спортивной базы.

Наличие и соответствие .материаль­но-технической базы, наличие и квалификация учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования.

11рорабатывасг вопросы организации курсовой подготовки для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования.

Определение учреждения, сроков, направлений курсовой подготовки и количество часов по ним.

Разработка программы курсов и приглашение специалистов.

Проводит установочные мероприятия с участниками проекта.

Семинар, круглый стол, конференция и т.п.

Методическое сопровождение проекта.

Проведение обучающих и методических совещаний, семинаров, мастер-классов, консультаций и т.п.

Организует и проводит мероприятия в рамках проекта.

Всероссийский день самбо (16 ноября), конкурсы, фестивали, соревнования и т. п.

Предоставляет информацию по координации работы, анализу хода выполнения проекта в ФГБУ «ФЦОМОФВ», ОФ-ССО «Всероссийская федерация самбо».

Справка по реализации плана и провод им ым меропр ия т иям. Аналитическая справка по итогам года.

По мере увеличения количества образовательных организаций - участников проекта работа на территориальном уровне может быть организована по предложенной модели.

4.2.1        Управление Проектом в общеобразовательной организации

Для качественной организации работы по проекту руководителю образовательной организации рекомендуется использовать следующий алгоритм:

1.   Ознакомиться на сайте ФГБУ «ФЦОМОФВ» (ИПрГ/фцомофв.рф):

-  с планом мероприятий по проекту;

-  с программно-методическим комплексом по физическому воспитанию обучающихся 1-11 классов по основе самбо для образовательных организаций;

-     с примерной программой учебного предмета «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования (протокол от 20 сентября 2016 г. №3/16);

-     с методическим пособием по самбо для образовательных организаций;

-     с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой физкультурно-спортивной направленности по самбо (протокол №12 от 26 апреля 2016 года);

-     с правилами участия в проекте.

2.  Определиться в каком/каких направлении/направлениях (предметной области, внеурочной деятельности или дополнительном образовании) с учётом имеющейся материальной базы, кадрового потенциала, готова принять участие.

3.  Пройти онлайн регистрацию на сайте ФГБУ «ФЦОМОФВ» (Ьйр://фцомофв.рф).

4.  Издать приказ, включающий организационные мероприятия, направленные на реализацию проекта, с определением этапов работы и назначением ответственных лиц (разработка плана работы по проекту).

5.  Привести в соответствие нормативно-правовую базу общеобразовательной организации (издание локальных актов).

6.  Внести изменения в образовательные программы (в части включения самбо).

7.  Проработать вопрос обучения педагога(ов) на курсах повышения квалификации (при необходимости, прохождения программы переподготовки);

8.  Провести в общеобразовательной организации подготовительные мероприятия в рамках проекта:

-     создать рабочую группу или назначить ответственного за работу по проекту;

-     подготовить спортивную базу и методический материал;

-     разработать и утвердить локальные акты (должностные инструкций, инструкции по охране труда и технике безопасности, правила поведения для обучающихся) и т.п.;

-     провести совещания с участниками проекта;

-     провести родительские собрания.

9.  Провести мотивационные мероприятия (конкурсы, фестивали, брей- ринги и т.д.) с обучающимися.

10.               Организовывать, проводить и участвовать в промежуточных мероприятиях (совещания, семинары, круглые столы и т.п.) по реализации проекта.

11.               Организовать проведение тестирований (входного и итогового) с последующим сравнительным анализом полученных результатов.

12.               Подвести итоги работы по проекту за учебный год, сформировать пакет отчётных документов и отправить его в рабочую группу или куратору

При организации работы по внеурочной деятельности и дополнительному образованию целесообразно использовать возможности школьного спортивного клуба.

Основными исполнителями проекта являются учителя, педагоги дополнительного образования и тренеры, которые в свою очередь должны:

-     разработать рабочую программу по предмету «физическая культура» и/или программу внеурочной деятельности по самбо и (или) программу дополнительного образования по самбо;

-     изучать и использовать в педагогической практике лучший опыт работы коллег, методики, технологии и используемые ими средства при реализации образовательных программ по самбо;

-     взаимодействовать с рабочей группой или куратором по вопросам реализации проекта.

Учитель физической культуры должен:

1.  Ознакомиться на сайте ФГБУ «ФЦОМОФВ» (ЬИр://фцомофв.рф):

-     с правилами участия в проекте и планом мероприятий;

-     с программно-методическим комплексом по физическому воспитанию обучающихся 1-11 классов на основе самбо для образовательных организаций;

-     с примерной программой учебного предмета «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования (протокол от 20 сентября 2016 г. №3/16);

-     с методическим пособием по самбо для образовательных организаций.

2.  Подготовить и утвердить у директора общеобразовательной организации рабочую программу учителя физической культуры с включением модуля самбо.

3.  Разработать правила поведения для обучающихся на занятиях самбо.

4.  Провести входящее (начальное) тестирование физической подготовленности обучающихся.

5.  Анализировать результаты работы по программе и при необходимости вносить изменения (корректировки).

6.  Принимать участие в мероприятиях посвящённым вопросам участия в работе проекта.

 

7.         Провести итоговое тестирование, сравнительный анализ изменений уровня физической подготовленности и подготовить необходимые отчётное материалы для рабочей группы или куратора.

Педагог дополнительного образования должен:

1.   Ознакомиться на сайте ФГБУ «ФЦОМОФВ» (http://фпомофв.рф):

-     с правилами участия в проекте и планом мероприятий;

-     с программно-методическим комплексом по физическому воспитанию обучающихся 1-11 классов по основе самбо для образовательных организаций;

-     с методическим пособием по самбо для образовательных организаций;

-     с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой физкультурно-спортивной направленности по самбо (протокол №12 от 26 апреля 2016 года).

2.   Привести свою программу по дополнительному образованию в соответствие с требованиями, предъявляемыми к программам дополнительного образования или воспользоваться предложенной в ПМК по самбо программой дополнительного образования и утвердить у директора общеобразовательной организации.

3.   Разработать правила поведения для обучающихся на занятиях самбо.

4.   Провести входящее (начальное) тестирование уровня физической подготовленности обучающихся.

5.   Анализировать результаты работы по программе и при необходимости вносить изменения (корректировки).

7.   Принимать участие в мероприятиях, предусмотренных правилами участия в проекте.

8.   Провести итоговое тестирование, сравнительный анализ результативности работы и подготовить необходимые отчётные материалы для рабочей группы или куратора.


 

Дата создания: 08-02-2021
Муниципальное учреждение отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: