Начальник МУ отдела образования администрации Фурмановского муниципального района
действует на основании Положения о МУ отделе образования
Прием граждан:
четверг 13:00 - 15:00
АДМИНИСТРАЦИЯ ФУРМАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ 09.09.2020 № 522 г. Фурманов Об утверждении Программы развития муниципальной методической службы муниципального учреждения отдела образования администрации Фурмановского муниципального района на 2020-2025г.г. В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», в целях создания эффективных механизмов и условий для развития профессиональных компетенций педагогов, способствующих повышению качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие личности школьника, приказваю: 1. Утвердить Программу развития муниципальной методической службы (ММС) муниципального учреждения Отдела образования администрации Фурмановского муниципального района на 2020-2025г.г. (приложение). 2. Возложить исполнение Программы развития ММС на Е.К. Лебедеву, заместителя начальника МУ отдела образования администрации Фурмановского муниципального района. |
Начальник МУ отдела образования И.Ю. Саломатина |
Приложение к приказу МУ отдела образования от 09.09.2020. № 522 Утверждаю Начальник МУ отдела образования , администрации Фурмановского муниципального района Саломатина И.Ю. Приказ № 522 от 09.09.2020 г. |
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ Муниципального учреждения отдела образования администрации Фурмановского муниципального района на 2020-2025 гг. |
г. Фурманов |
Программа развития муниципальной методической службы муниципального учреждения отдела образования администрации Фурмановского муниципального района способствует становлению профессиональной компетентности педагога и определяет стратегию развития педагогической культуры, учитывает возможности педагогических кадров и особенности района, направлена на решение вопросов, связанных с повышением профессионального мастерства педагогов и обеспечение уровня профессиональной компетентности педагогов школы в соответствии с требованиями ФГОС. Программа является составной частью, методическим сопровождением реализации муниципальной программы развития образования Фурмановского муниципального района. Миссия муниципальной методической службы: Обеспечение приоритетных направлений российской образовательной системы, содействие развитию муниципальной системы образования, повышению качества дошкольного и общего образования в условиях модернизации образования. Методическая служба района - часть педагогической системы, состоящей из взаимосвязанных подсистем, обладающих общими структурными и функциональными элементами, подчинённых единым целям воспитания, образования обучающихся в условиях реализации Национального проекта «Образование». Методическая служба района принимает за основу организации деятельности программно-целевую идеологию развития, в основу которой положены: • социальный заказ на творческую личность учителя нового типа; • личностно-гуманная ориентация образования в условиях непрерывности; • инновационная деятельность в образовании для осуществления личностнодеятельностного подхода. Данная программа определяет содержание и организацию методической деятельности педагогического коллектива района, обеспечивающей развитие профессиональной и общекультурной компетентности учителя, создание оптимальной среды для самореализации, обеспечивающей социальнопрофессиональную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. В современных условиях учитель обязан быть не просто специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать: вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий); ■ практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектноисследовательских и коммуникативных методов); - мобильным, легко адаптироваться к нововведениям. |
Паспорт Программы |
Наименование программы |
Программа развития муниципальной методической службы на 2020-2025 гг. |
Основания разработки |
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. 6. Профессиональный стандарт педагога. 7. Муниципальная программа развития образования Фурмановского муниципального района. |
Заказчик Программы |
МУ отдел образования администрации Фурманоского муниципального района |
Основные разработчики Программы |
Специалисты МУ отдела образования |
Исполнители Программы |
МУ отдела образования, образовательные учреждения 1 |
Сроки реализации Программы |
2020 - 2025 гг. |
Цель Программы |
Создание развивающей образовательной среды муниципального пространства для формирования высоко профессионального, компетентного педагога средствами информационной, научно-методической, организационнопедагогической поддержки для непрерывного, системного повышения квалификации и профессионально-личностного роста педагогических и руководящих кадров, работников образования. |
Задачи Программы |
1. Научно-обоснованное диагностирование определения затруднений и образовательных запросов педагогических кадров. 2. Информационно-методическое обеспечение потребностей образовательных организаций и педагогов. 3. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовательных организациях. 4. Повышение педагогического мастерства и профессионализма руководящих и педагогических работников через: - систему повышения квалификации и переподготовку кадров; - расширение сети и разнообразия профессиональных объединений педагогов; -изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта и инновационного опыта. 5. Организация инновационной работы в ОО через: - создание сети муниципальных инновационных площадок; |
|
- участие образовательных организаций в проектах разного уровня; -создание условий в 00 для научно-исследовательской и инновационной работы. 6. Создание единого образовательного пространства в районе. 7. Содействие в реализации целевых федеральных, региональных программ национального проекта «Образование». 8.Создание условий для организации непрерывного образования педагогов посредством совершенствования структуры методической работы, перехода от предметного подхода в повышении квалификации к компетентностному. 9.Повышение доступности научно-педагогической информации каждому педагогу в соответствии с его профессиональными потребностями. Ю.Совершенствование управленческой культуры руководителей общеобразовательных организаций через обновленную систему методической работы. 11 .Формирование системы стимулирования педагогов, призванной поощрять их творческое саморазвитие, повышение готовности к инновационной деятельности. 12.Развитие системы наставничества и помощи молодым педагогам в районе. |
Ведущие направления Программы |
Организационно-методическая деятельность: • прогнозирование, планирование и организация повышения профессионального уровня педагогических работников и руководителей муниципальных образовательных организаций всех видов и типов; »организация деятельности методических объединений педагогических работников на уровне муниципального образования; « методическое сопровождение образовательного процесса; • организация деятельности опорных и базовых школ и т.п.; • методическое сопровождение проведения профессиональных конкурсов, научно-практических конференций, олимпиад, форумов педагогических работников образовательных организаций района; • взаимодействие и координация методической деятельности с учреждениями дополнительного профессионального (педагогического) образования. Научная деятельность: о экспертиза научно-методических, программных, научно- исследовательских, аттестационных материалов и т.п.; • сопровождение апробации инновационных программ, технологий, федеральных стандартов нового поколения; © разработка программ научно-методического сопровождения педагогических работников и руководителей муниципальных образовательных организаций всех видов и типов в конкурсных мероприятиях; • организация сетевого взаимодействия с научными обществами, высшими учебными заведениями по |
|
проведению экспериментов в рамках научно- исследовательской деятельности; • диссеминация инновационного педагогического опыта. Аналитическая деятельность: • мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников муниципальной системы образования; • изучение и анализ состояния и результатов методической работы в образовательных организациях, определение направлений ее совершенствования; • выявление затруднений методического характера в образовательном процессе по заявкам образовательных организаций; • изучение и анализ образовательных и информационных запросов, обеспечение видового разнообразия образовательных услуг. Информационная деятельность: • формирование информационно-методических (в том числе на разных носителях) банков данных с целью удовлетворения профессиональных запросов работников муниципальной системы образования; • информационное обслуживание педагогических и руководящих кадров образовательных организаций на основе принципов оперативности, полноты, адресности и дифференциации; • разработка и тиражирование информационно-методической и справочной продукции на различных носителях, а также видео- и аудиоматериалов; . : „ • формирование банка данных инновационного опыта; • организация деятельности информационного пространства (сайта). Издательская деятельность: • выпуск сборников материалов научно-практических конференций, конкурсных мероприятий. Консультативная деятельность: • консультирование субъектов образовательного процесса по проблемам социализации и воспитания; • консультирование населения по актуальным психолого педагогическим и медико-социальным проблемам в средствах массовой информации. |
Объемы и источники финансирования |
Выполнение программы обеспечивается за счет финансирования отрасли образования |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов |
- повышение уровня профессиональной компетентности л е даго го з в рамках требований Профессионального стандарта педагога, а также образовательных стандартов; - увеличение числа педагогов, владеющих системнодеятельностным подходом, участвующих в инновационной деятельности; - создание условий для получения положительной динамики в школах, с низкими образовательными результатами обучения; |
|
- повышение качества экспертируемых материалов, ведущего к увеличению процента педагогов, участвующих в профессиональных конкурсах; - создание системы независимой оценки качества работы муниципальных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность |
Условия реализации Программы |
Современное научно-методическое обеспечение инновационных процессов в методической службе |
Система контроля исполнения Программы |
Плановое рассмотрение хода поэтапной реализации программы в отделе образования с предоставлением информации в установленном порядке |
Описание рисков реализации Программы |
- наличие необходимых специалистов; - сопротивление инновациям со стороны педагогов |
Проблема, ее содержание и обоснование необходимости ее решения В содержании модернизации современного Российского образования прослеживаются стратегические направления, которые имеют решающее значение для совершенствования современной модели образования: - реализация ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС для детей ОВЗ; - формирование готовности к введению ФГОС СОО; - поддержка инноваций в образовании; - формирование механизмов независимой оценки качества образования; - повышение профессиональной компетенции педагога в рамках профессионального стандарта педагога; - выход на сетевое взаимодействие. Данные стратегические направления модернизации образования определяют место методической службы в системе образования. Эффективность деятельности методической службы существенно зависит от степени ее наполнения актуальным содержанием, современными технологиями, методами и формами открытого образования. 1......... Методическая служба как компонент системы непрерывного педагогического образования выполняет традиционные функции: - совершенствование профессиональной компетентности педагогических кадров (образовательная функция); - организация консультационной помощи педагогам и руководителям 00 (консультационная функция); - мониторинг образовательных и информационных потребностей работников образования, выявление их профессиональных затруднений (аналитикодиагностическая функция); - формирование банков педагогической информации (информационная функция) и др. Будучи составной частью муниципальной образовательной системы, методическая служба: осуществляет научно-методическое сопровождение инновационных процессов (научно-методическая функция); - координирует деятельность методических структур и методических служб образовательных организаций, формирует их сетевое взаимодействие, проводит |
профессиональные конкурсы, научно-практические конференции (организационно- методическая функция); - осуществляет мониторинг качества образования (оценочно-аналитическая функция); - проектирует образовательное пространство для решения проблем образовательной системы (проектировочная функция). Отдел образования, согласно Уставу, основные функции методической службы реализует через следующие направления деятельности: - организационно-методическую деятельность; - научную деятельность; - аналитическую деятельность; - информационную деятельность; - консультационную деятельность; - диагностическую деятельность. Анализ деятельности районной методической службы показал соответствие приоритетным стратегиям и задачам муниципальной системы образования. Анализ, а также меняющиеся требования к системе образования, выявили следующие проблемные зоны: 1. Методическое сопровождение реализации профессионального стандарта педагога. 2. Методическое сопровождение реализации ФГОС ООО. 3. Методическое сопровождение введения ФГОС СОО. 4. Индивидуализация методического сопровождения, особенно в школах, с низкими образовательными результатами. 5. Формирование оефлексивной позиции педагога через использование интерактивных, практико-ориентированных методов сопровождения. 6. Создание эффективной системы независимой оценки качества работы муниципальных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Выявленные проблемы определяют актуальность Программы развития муниципальной методической службы на 2020-2025 гг. |
Этапы реализации Программы |
Этап |
Содержание деятельности |
Результаты деятельности |
Подготовительный этап (2020-2021 г.г.) |
Работа в режиме развития: разработка локальных документов по всем направлениям деятельности; организация методической работы в режиме функционирования; - обновление сайта. |
Положения по всем направлениям деятельности. Обновленный сайт. |
Основной этап (2022-2024 гг.) |
Переход в режим функционирования: реализация программ метапредмедных, предметных модулей и кейсов; |
изменение профессиональной позиции педагога в соответствии с |
|
повышение квалификации руководящих и педагогических работников через реализацию программ; мониторинг методического сопровождения образовательного процесса; научно-методическое обеспечение инновационной деятельности; создание стажировочных площадок в 00; реализация процедуры независимой оценки качества образования; - повышение профессиональной компетентности методистов через межкурсовую подготовку. |
профессиональным стандартом педагога; - повышение качества методической работы по обеспечению качества образования; представление результатов работы в виде статей, методических рекомендаций; создание стажировочных площадок; участие муниципальной методической службы и педагогического сообщества в федеральных, региональных конкурсах; - создана база данных по независимой оценки качества образования. |
Заключительный этап (2025 г.) |
Мониторинг успешности реализации Программы; -Корректировка ПрогМесто для формулы.раммы развития. |
Создание модернизированной системы методического сопровождения образовательного процесса |
Ожидаемые результаты: i - повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в рамках требований Профессионального стандарта педагога, а также образовательных стандартов; - увеличение числа педагогов, владеющих системно-деятельностным подходом, участвующих в инновационной деятельности; - создание условий для получения положительной динамики в школах с низкими образовательными результатами; - повышение качества экспертируемых материалов, ведущего к увеличению процента педагогов, участвующих в профессиональных конкурсах; - создание системы независимой оценки качества работы муниципальных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность. |
Дорожная карта реализации Программы развития на 2020-2025гг. |
Наименование мероприятия |
Ожидаемые результаты |
Ответственные |
1. Подготовительный этап (2020-2021г.г.) |
||
Разработка локальных документов по всем направлениям деятельности |
Созданы локальные документы по всем направлениям деятельности, разработаны положения |
Специалисты отдела образования |
Организация методической работы в режиме функционирования. |
Разработаны программы повышения квалификации педагогов, программы методического сопровождения |
Специалисты отдела образования |
Разработка программ методического, психологопедагогического "сопровождения введения ФГОС соо |
Разработаны программы методического, психологопедагогического сопровождения введения ФГОС СОО |
Специалисты отдела образования, директора ОУ ______________________ |
Создание системы независимой оценки качества работы муниципальных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность |
Разработаны локальные документы, создана рабочая группа |
Специалисты отдела образования |
Обновление сайта отдела образования |
Работа обновленного сайта |
Программист отдела образования |
Основной этап (2021-2024гг/ |
|
|
Реализация программ метапредмедных, предметных модулей и кейсов в рамках требований |
Реализованы все программы метапредмедных, предметных модулей и кейсов |
Специалисты отдела образования |
Профессионального стандарта педагога |
|
|
Реализация программ методического, психологопедагогического сопровождения реализации ФГОС СОО |
Реализованы программы методического, психологопедагогического сопровождения реализации ФГОС СОО |
Специалисты отдела образования |
Научно-методическое обеспечение инновационной деятельности |
Повышение качества инновационных продуктов, ведущего к увеличению процента педагогов, занимающихся инновационной деятельностью |
МУ отдел образования администрации Фурмановского муниципального района |
Создание стажировочных площадок в 00 |
Открытие практикоориентированных стажировочных площадок различной тематики |
МУ отдел образования администрации Фурмановского муниципального района |
Повышение профессиональной компетентности методистов через межкурсовую подготовку |
Повышение уровня профессиональной компетентности методистов |
Специалисты отдела........ образования |
Работа по независимой оценке качества работы муниципальных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность |
Создана система независимой оценки качества работы муниципальных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность |
Специалисты отдела образования |
3. Аналитический этап (2024-2025г.г.) |
||
Мониторинг успешности реализации Программы |
Список несоответствий |
Специалисты отдела образования |
Стимулы профессионального развития учителей Предполагаемые стимулы, которые могут служить вознаграждением за эффективное профессиональное развитие и активное участие в методической работе. Мотив самостоятельности, реализации себя в творческой педагогической деятельности: -открытие собственного мастер-класса для учителей школы и педагогической общественности; -повышение самостоятельности учителя: - возможность работать по интересующей программе; |
-содействие в разработке и утверждении собственной авторской программы, ее распространении в районе. Мотив личного развития, приобретения новой информации: -направление на стажировку, курсы; предоставление времени на методическую работу. Мотив самоутверждения, достижения социального успеха: - направление на различные проблемные конференции, семинары для выступления и обмена опытом; - содействие в обобщении опыта, подготовке собственных публикаций и пособий к печати; -привлечение к руководству методическими объединениями, творческими группами, клубами. Критерии эффективности реализации программы развития методический службы района 1. Оптимальный уровень профессиональных компетенций 80% педагогических кадров школы района в соответствии с требованиями ФГОС; 2. Включенность 60% педагогических кадров района в активную профессиональнотворческую, экспериментально-исследовательскую деятельность; 3. Обновление содержания образования через использование эффективных педагогических технологий, соответствующих содержанию ФГОС; 4. Эффективно действующая система повышения квалификации педагогических кадров района; 5. Позитивная динамика результатов обучения и воспитания школьников (в сравнении с предыдущими годами); 6. Активность и заинтересованность в непрерывном самообразовании и повышении квалификации. 7. Соответствие материально - технических и методических ресурсов школ с новыми требованиям ФГОС. |
Приложение Мероприятия, направленные на совершенствование процесса повышения профессионального мастерства педагогов, поиск новых форм организации деятельности методической работы, создание единого образовательного |
пространства в районе. |
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Исполнители |
I. |
Организационно-методическое обеспечение Цель: определение основных направлений (видов) деятельности. |
||
1 |
Разработка оптимальной модели организации методической работы |
2020 |
МУ 00 |
2 |
Разработка планов РМО, ШМО, творческих групп и т.д. |
август, сентябрь |
Руководители РМО |
3 |
Консзлътирование |
постоянно |
МУ ОО |
4 |
Проведение проблемных семинаров, исследований |
План работы МУ 00 |
|
II |
Нормативно -правовое обеспечение Цель: создание нормативной базы, регламентирующей порядок деятельности методической работы, учебно-воспитательного процесса. |
||
1 |
Формирование творческой группы по разработке пакета документов в помощь руководителю |
2020 |
Специалисты МУ 00 |
2 |
Разработка пакета документов по вопросам модернизации методической работы |
2020 |
Специалисты МУ 00 |
3 |
Нормативно-инструктивное обеспечение 00 |
2020 |
Специалисты МУ 00 |
III |
Мониторинг Цель: определить способы взаимодействия и пути решения проблем, возникающих в процессе модернизации УВП, методической работы |
||
1 |
Проведение мониторинговых исследований по изучению информационных и научно- методических потребностей педагогов |
Постоянно |
Специалисты МУ 00 |
2 |
Подготовка и проведение предметных Олимпиад, подведение итогов, анализ результатов |
Сентябрь-февраль |
Специалисты МУ 00 |
3 |
Экспертиза мониторинговых исследований, корректировка планов работы РМО |
Постоянно |
Специалисты МУ 00 |
IV |
Научно-методическое сопровождение Цель: научно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов в его профессиональном развитии. |
||
1 |
Определение и последующая корректировка основных направлений деятельности и управление методической работой в 00 |
В течение года |
Руководители 00 |
2 |
Анализ и экспертиза инновационной деятельности. Разработка инновационных карт 00 |
В течение года |
Руководители 00 |
3 |
Проведение проектных семинаров по проблемам, выявленным в ходе мониторинговой деятельности, участие в конференциях |
В течение года |
Специалисты МУ 00 руководители 00, учителя района |
4 |
Создание экспериментальных площадок, педагогических мастерских, творческих групп на базе инновационных 00 |
По плану |
|
5 |
Экспертиза планов УВР 00 на год, учебных планов 00, программ развития |
Август, сентябрь |
Эксперты МУ 00 |
6 |
Проведение районных и участие в региональных мероприятиях, направленных на инновационную деятельность и профессиональное развитие мастерства педагога: «Учитель года», «Воспитатель года»; «Воспитать человека»; «Сердце отдаю детям»; Смотр методических кабинетов; праздник «День учителя». |
По плану |
МУ 00 |
V |
Информационно-методическое обеспечение Цель: создание единого информационно-методического пространства. |
||
1 |
Продолжение работы по пополнению банка данных по всем направлениям деятельности |
Постоянно |
Специалисты МУ 00 |
2 |
Р1здание методических материалов по направлениям инновационной деятельности |
Постоянно |
Специалисты МУ 00 |
3 |
Формирование электронной базы данных по инновационной деятельности педагогов 00. Приобретение дисков, дискет, электронной продукции. |
Постоянно |
Специалисты МУ 00 |
4 |
Совершенствование методического сопровождения инновационных процессов в 00. |
Постоянно |
Специалисты МУ 00 |
5 |
Выпуск сборника материалов педагогических конференций |
Постоянно |
Специалисты МУ 00 |
6 |
Формирование данных на сайте МУ отдела образования администрации Фурмановского муниципального района |
Постоянно |
Специалисты МУ 00 |